
Памятка для родителей
«Правила безопасного поведения детей при общении со взрослыми, мало знакомыми людьми. Правила личной безопасности детей обучение так называемых правел - (нижнего белья)»
В каких ситуациях всегда отвечать «НЕТ»:
— Если незнакомый тебе человек предлагает зайти в гости или подвезти до дома.
— Если за тобой в школу или детский сад пришел посторонний, а родители не предупреждали об этом заранее.
— Если в отсутствие родителей пришел малознакомый человек, впускать его в квартиру или идти с ним куда-то.
— Если новый знакомый чем-то угощает.
— Зачастую преступники пользуются доверчивостью детей. Предлагают подвезти до дома или посмотреть животное, поиграть в любимую игру. Соглашаться на это нельзя ни в коем случае.
Что нужно знать, чтобы не стать жертвой преступления
Если тебя спрашивают, как найти улицу, объясни, как дойти, но ни в коем случае не провожай.
Если тебя пытаются уговорить, отвечай, что тебе надо пойти домой и предупредить родителей, рассказать им, куда и с кем отправляешься.
Если незнакомец предлагает тебе посмотреть что-то или помочь донести сумку, обещая заплатить, отвечай «Нет!»;
Если тебе предложили сниматься в кино или участвовать в конкурсе красоты, не соглашайся сразу, а спроси, когда и куда можно подойти вместе с родителями.
Если рядом с тобой тормозит машина, как можно дальше отойди от неё и ни в коем случае не садись в неё.
Если человек идет за тобой, преследует, подойди к любому дому и сделай вид, что это твой дом, помаши рукой и позови родственников, которых как — будто видишь в окне.
Если ты попал в руки преступника
— не жди, когда тебя схватят;
— если можешь, брось что-нибудь в лицо нападающему, чтобы на некоторое время привести его в замешательство и отвлечь;
— убегай в сторону, где много людей;
— если тебе зажимают рот рукой, укуси за руку;
— используй любые подсобные средства: ручку, расчёску или ключи (вонзи в лицо, в ногу или руку нападающего); любой аэрозоль (направь струю в глаза); каблук (сильно топни каблуком по ноге нападающего);
— дерись изо всех сил, не размахивай беспорядочно руками. Надо причинить нападающему максимальную боль.
— Как только он ослабит хватку — убегай.
Соблюдая правила безопасности, вы сможете принять необходимое решение в сложной ситуации и избежать встречи с преступником.
Для этого нужно навсегда усвоить
«Правило четырёх «не»:
Не разговаривай с незнакомцами и не впускай их в дом.
Не заходи с ними в лифт и подъезд.
Не садись в машину к незнакомцам.
Не задерживайся на улице после школы, особенно с наступлением темноты.
А если незнакомец просит показать нужную улицу или заводит ненужный разговор?
Всё равно скажи — НЕТ!
Чтобы не было больно и страшно, когда ваша пятилетняя дочь обмолвится, что двоюродный брат Петя просил её поиграть с его половыми органами. А она согласилась. Потому что «мам, мне было неприятно, но он сказал, что это игра и чтобы я никому не говорила».
Постепенно, частями, начиная с 1.5 лет, вводите в общение с ребенком нормы сексуальной безопасности.
- Примерно с 1,5 лет называйте правильно половые органы ребенка, например во время купания.
- Необходимо простым языком с 2,5 лет рассказывать ребенку об уважении к личным границам и собственному телу. Вместе с тем, НЕ настраивать его на то, что мир – опасное и жестокое место.
Правило “нижнего белья”(в англоязычной аббревиатуре PANTS) было разработано для того, чтобы помочь родителям начать обсуждение. Правило нижнего белья - это простой способ обезопасить вашего ребенка от сексуального насилия.
Основные и важные правила:
Правила нижнего белья. Как научить ребенка личным границам?
1 Твое тело принадлежит только тебе. Части тела под нижним бельём можно позволять смотреть и трогать только родителям и врачу в исключительных случаях. Исключение устанавливаете вы сами для ребенка(например, человек который присматривает за ребенком, в случае если ребенок еще мал и не может самостоятельно себе помочь выполнить гигиенические процедуры после посещения туалета).
2 Всегда помнить, что твое тело принадлежит только тебе и никто другой не имеет права делать с ним что-то.
Никто не должен просить тебя показать/ посмотреть или потрогать свои/чужие интимные части тела. Такие же правила действуют в отношении чужих интимных зон/ половых органов.
Если кто-то попытается это сделать, ребенок должен рассказать взрослому, которому он доверяет. О неприятных ситуациях нужно сразу рассказывать взрослым и говорить нужно настойчиво, пока кто-нибудь не воспримет это всерьёз.
Ребенок может не различать допустимые и недопустимые прикосновения, но он легко запомнит границы обозначенные «нижним бельем».
3 «Нет» означает запрет. Ребенок имеет право отказаться от поцелуя или прикосновения, даже со стороны человека, которого он любит. Говорить «НЕТ» нужно сразу и твердо. Не вызывайте у ребенка чувство вины по поводу того, что он сказал «нет». В противном случае это может привести к тому, что ребенку будет сложно отказать, когда кто-то вдруг будет вторгаться в его пространство.
4 Хорошие тайны - плохие тайны. Поделись секретами, которые тебя расстраивают.
Зачастую секреты являются самым главным орудием злоумышленника. Фразы наподобие «это наш маленький секрет» приводят к тому, что ребенок слишком обеспокоен или напуган, чтобы рассказать о происходящем взрослому. Часто детей запугивают расправой над близкими людьми.
Объясните ребенку, что есть хорошие и плохие секреты. Плохие секреты ― когда взрослый человек сделал что-то неприятное и назвал их «маленьким секретом». О подобном всегда нужно рассказывать взрослым.
5 Говорить честно о том, что тебя тяготит.
Малыш должен точно знать, что родители и близкие ему люди не наругают его за то, что он поделился плохими секретами. Необходимо объяснить ребенку, кому он может доверить секреты ― преподавателю в школе или воспитателю. Близкие должны гарантировать, что рекомендуемые ими люди окажут помощь.
Любая тайна, которая вызывает подавленность, дискомфорт, страх и отчаяние - это плохая тайна и ее нельзя хранить в себе; о ней нужно рассказать тому взрослому, которому ты доверяешь.
Рекомендации родителям:
1. Беседы о безопасности должны носить периодический характер, а не быть единичными. В этом случае эффективность будет лучше. Беседуйте почаще, небольшими порциями- так закрепится самая важная информация и будет проще адаптировать то, что бы вы хотели рассказать ребёнку по мере его взросления.
2. Не нужно волноваться, если вы настроились и начали разговор, а ваш ребёнок к нему оказался не готов. Не создавайте ощущения, что беседа очень важная.
3. Включайте простые беседы о безопасности в ежедневный распорядок дня, тогда они не превратятся в нудные лекции. Если дети не будут считать тему странной, то и вам будет проще вести разговор.
Ответственность за предупреждение и защиту детей лежит на взрослых. Когда дети подвергаются домогательствам, то он чувствуют стыд, вину и страх. В семье не должно быть запрета говорить о половых органах и обо всем, что с ними связано, тогда ребенок сможет поделиться с родителями своими переживаниями и тем, что с ним происходит.
1.Игра (Упражнение)- «Карта моей жизни»
Нарисуйте карту с ребенком карту вашей жизни, где ребенок вы и все окружающие вас люди – страны (желательно что бы принимали участия все члены семьи). Вы разного размера, у вас разные отношения. С кем-то у вас общие границы, с кем-то – нет. С ребенком и вы выстраиваете забор границу граничить по воде. С кем-то у вас может быть некая общая зона – таможенный союз или «Шенгенское соглашение». С кем-то упрощенный визовый режим, с кем-то усложненный. Стараетесь больше говорить с ребенком что он представляет в процессе рисунка, кому доверяет кому нет, какие союзники. Воображать это в общение со своей семьёй.
А после посмотрите на ваш рисунок и вспомните, какими были границы, скажем, 4 года и через год повторите сравнивайте? Это помогает увидеть многие вещи взаимоотношения ребенка и семьи.
2.Сюжетно – ролевая дидактическая игра – «Одеваем куклу в детский сад»(делаем акцент на нижнее белье что кукла не забывает одевать трусики и менять их каждый день следит за гигиеной»
Ход игры: Для этого вам понадобиться стол или магнитная доска с разной одеждой для куклы по сезону с элементами нижнего белья и ребенок выбирает в правильной последовательности, что сначала одевает кукла для похода в сад.
3.Дидактическая игра «Знакомый, свой, чужой»Цель: формирование точного понятие того, кто является «своим», «чужим», « знакомым».
Материал: мяч.
Ход игры: перед началом игры выяснить у детей, кого, по их мнению, можно считать «своим», а кого- «чужим», кого можно назвать «знакомым», чем знакомый отличается от близкого человека, чем от чужого, постороннего. Дети стоят на небольшом расстоянии друг от друга, образуя круг. Ведущий — в центре поочередно бросает мяч каждому, приговаривая: знакомый, свой, чужой, выделяя интонацией и паузой того, кого нужно назвать. Ребенок, поймавший мяч, называет соответствующего человека и возвращает мяч ведущему.
Просмотр мультиков, видеороликов всевозможный сказок на примерах которых, как можно делать а как нельзя, как вести себя в той или иной ситуации.
Предлагаем небольшой список литературы:
1.Отрывок из сказки – «Психология для ребят: новые истории Дуни и кота Киселя».Автор - семейный психолог и коуч Лариса Суркова.
2.А.Н.Толстой- « Приключения Буратино»
3.А.Н.Толстой- «Колобок».
В данных сказках описана манера поведения обманщиков, мало знакомых животных (людей), мораль ситуаций как нельзя себя ввести как бы ребенок себя повел старайтесь после чтения обсудить поведение в той или иной истории.
Просмотрите видеоролики и мультики.
1.Показ видеоролика «Кико и рука», по сюжету книги для чтения на ночь созданной - советом Европы в рамках компании боготворит елей по отношению к детям.(обучения правил так называемых – правила белья). (https://disk.yandex.ru/i/yELrrD31G4_ojA)
2. Сказка «Приключения Буратино».
3.Сказка «Колобок»